В современном визуальном мерчендайзинге правильный свет – это 60% успеха, то есть больше половины. Но многие до сих пор думают, что затраты на свет в магазине – это именно та статья, за счёт которой можно резать «косты». А результатом такой экономии на свете в помещении становится тёмный магазин, в котором в итоге неважно идут продажи.
Нужно учитывать: покупатель стал капризным – он не купит вещи, которые «не видит» и не зайдёт в магазин, где темно и душно. Человек не готов тратить деньги, если ему оказывают сервис 90-х годов. И отсутствие профессионального света играет здесь не последнюю роль.
Основа правильного света – не только подсветка витрин и хорошая освещённость товара, но и верно подобранная цветовая температура, зонирование, равномерность засветки и т.д. Всё то, что создает общую атмосферу в магазине. Очень многое зависит также от особенностей ваших покупателей и от того, что именно вы продаёте. Каждому товару – свой свет, каждому клиенту – индивидуальный подход.
Специальное программное обеспечение – Revolux или Dialux – позволяет в 3D-формате воспроизвести в деталях интерьер магазина и оптимально расставить светильники, не забыв ни одной зоны.
Ошибки в освещении торговых объектов
Основные ошибки размещения трекового света (подсветка для выделения объекта, товара):
1. На большой высоте ставят светильники с широким углом освещения.
2. На шинопровод (конструкция, которая легко поддается конфигурации или модификации для подачи электроэнергии) ставят много светильников небольшой мощности, пытаясь добиться высокой освещённости.
3. Шинопровод монтируют далеко от края полки (должно быть не далее 1,2 метра), светильники не обеспечивают высокой освещённости с большого расстояния до товара.
4. Используют светильники с низкой эффективностью, но увеличенным током. Это позволяет «разгонять» светильники до высокого светового потока, но они быстро выходят из строя, деградирует световой поток (снижение до 70% от первоначального) и цветовая температура (смещение в фиолетовый, синий и зеленый оттенки).
5. Используются весьма громоздкие корпуса от старых МГЛ-светильников (металлогалогенных ламп), которые не оптимизированы под эффективный отвод тепла от кристалла.
6. Потолок белый, но используют черный шинопровод и светильники. Или наоборот – потолок черный, а корпус у светильников и шинопровода светлый. Иногда, конечно, это может быть дизайнерской задумкой. В других случаях это плохо.
7. Неправильное размещение шинопровода в витринах (неправильное освещение манекенов), около зеркал (ослепление покупателя), в примерочных зонах (недостаточная освещённость), во входных группах (не соблюдается зонирование).